МАДОУ "Детский сад № 396"

г. Пермь, ул. Подводников, 6
+7 (342) 280-64-74

Заведующий: Жуланова
Вера Владимировна

электронная почта: Ds396@obrasovanie.perm.ru, ds396@list.ru

Учитель-логопед

Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) – называется фонематическим слухом.
 

При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка–мышка, сок–шок, бочка–почка).

Фонематический слух  является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха – является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.

Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.

– Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?

Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).

Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как – гласные и согласные звуки и т. д.

Уделяя внимание, развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:

 

Первый год жизни  уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни  возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных звуков на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Если у вас возникли опасения по поводу недостаточной сформированности фонематического восприятия у малыша, то первым шагом следует проверить физический слух ребенка. Убедившись, что он не снижен, можно переходить к коррекции фонематического восприятия. 

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

 

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

 

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать что это звучало?

 

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с ребенком насыпьте в коробочки Киндер сюрприза крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемой коробочки, что внутри.

 

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в комнате. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

 

Игра «Жмурки»

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

 

Игра «Похлопаем»

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.

 

Второй этап различение звуков  речи

по тембру, силе и высоте.

 

Игра «Громко тихо»

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Например, вы говорите слово громко, ребенок поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.

Игра «Три медведя»

Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант ребенок сам говорит за трех

медведей, изменяя высоту голоса.

 

Третий этап различение сходных между собой по звучанию слов.

 

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами  (ком,

сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает

соответствующую картинку.

 

Игра «Верно неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет,

заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота,

хорота). Задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит

правильный вариант произношения.

 

Четвертый этап различение слогов.

 

Игра «Похлопаем»

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова.

Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

 

Игра «Что лишнее?»

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-

фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап различение звуков.

 

Объясните ребенку, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.

Комарик звенит з-з-з, ветер дует с-с-с, жук жужжит ж-ж-ж,

тигр рычит – р-р-р, самолет летит – л-л-л, змея шипит – ш-ш-ш, кузнечик стрекочет – ц-ц-ц, поезд едет – ч-ч-ч, волк воет – у-у-у, девочка укачивает куклу – а-а-а, ослик кричит – и-и-и, мальчик болеет  стонет – о-о-о, корова мычит – м-м-м, дятел долбит дерево – д-д-д и др.  

Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.

 

Игра «Похлопаем»

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,

когда слышит заданный звук.

 

Шестой этап освоение навыков

анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

 

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука.

Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.

 

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «А», «У», «О» или «И». Ребенок четко называет, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем произносит звук, который соответствует начальному гласному в данном слове (У).

 

Игра «Отгадай слово»

Детям предлагаются слова с пропущенным звуком нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак и т. д.)

«Цепочка слов»  Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч чемоданноссок кот… и т.д.)

 

Уделяя дома, внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

За консультацией можно обратиться к учителю-логопеду.

Разработка сайта - студия "Maria", CMS